Обратный звонок

×

Оскар Уайльд (Oscar Wilde)

Английский поэт, писатель и эссеист Оскар Фингал О\'Флаэрти Уилс Уайльд (Oscar Fingal O’Flahertie Wills Wilde) был одним из самых известных драматургов позднего Викторианского периода. Всю жизнь он противостоял общественному мнению, а единственное прибежище от пошлости, скуки и монотонного однообразия Оскар видел в искусстве, и это слово он всегда писал с заглавной буквы. 

Родился Оскар Уайльд 16 октября 1854 года в Дублине, столице Ирландии. Отцом Уайльда был один из самых выдающихся врачей не только Ирландии, но и всей Великобритании — офтальмолог и отоларинголог сэр Уильям Роберт Уайльд. Отец будущего знаменитого писателя занимался археологией и ирландским фольклором. Мать Оскара была не менее интересной особой. Леди Джейн Франческа Уайльд в те времена была известной ирландской светской дамой, весьма экстравагантной женщиной, обожавшей театр. Более того, леди Джейн Уайльд писала зажигательные патриотические стихи под псевдонимом Сперанца, что в переводе с итальянского означает "надежда". Сам Оскар впитал в себя лучшие качества родителей, и в будущем они ему очень пригодились. От отца он унаследовал редкую трудоспособность и любознательность, а от матери — мечтательный и несколько экзальтированный ум, интерес к таинственному и фантастическому, а также стремление придумывать и рассказывать необыкновенные истории. Пожалуй, самое серьезное влияние на судьбу Оскара Уайльда оказал литературный салон его матери, в котором прошли юные годы будущего писателя. Именно там он впитал в себя страсть к прозе и подчеркнутый аристократизм. 

Оскар Уайльд не был вундеркиндом, однако его самым блестящим талантом стало быстрое чтение. Мальчик был очень оживлен и разговорчив, и уже в раннем возрасте славился умением юмористически переиначить школьные события. В школе Оскар даже получил особую премию за знание греческого оригинала Нового завета. Окончив школу с золотой медалью, он даже был удостоен Королевской школьной стипендии для учебы в дублинском Тринити-колледже.

В Тринити-колледже юноша изучал античную историю и культуру, и опять же с блеском проявил удивительные способности в древних языках. Здесь же он впервые прослушал курс лекций по эстетике, а благодаря тесному общению с куратором постепенно стал приобретать характерные черты своего будущего эстетского поведения. В 1874 году юноша выиграл стипендию на обучение в оксфордском колледже Магдалины на классическом отделении и поступил в Оксфорд. Уайльд выработал кристальный английский акцент. Уже тогда его имя стало обрастать различными занимательными историями, порой карикатурными. Во время учебы Оскар Уайльд посетил Италию и Грецию и был покорен этими странами, их культурой и красотой. В Оксфорде он получил престижнейшую Ньюдигейтскую премию за поэму "Равенна". Эту награду в XVIII веке утвердил сэр Роджер Ньюдигейт для студентов, победивших на ежегодном конкурсе поэм. 

В 1878 году Оскар Уайльд окончил университет и переселился в Лондон. Он обосновался в съемной квартире в центре столицы, а по соседству жила его мать, к тому времени уже более известная как Сперанца. Благодаря своему таланту, остроумию и умению привлечь внимание, Уайльд быстро влился в светскую жизнь Лондона. Оскар стал любимчиком светского круга. Именно он совершил революцию в моде, "совершенно необходимую" для английского общества. Уайльд выходил в свет в необычных нарядах, порою шокировав окружающих своей экстравагантностью. Однако никто не видел в этом клоунады: безупречный вкус позволял Уайльду сочетать несочетаемое. 

Его первый поэтический сборник "Стихотворения" ("Poems"), выпущенный в 1881 году, был опубликован незадолго до того, как поэт отправился покорять своими лекциями США. Он сразу же приковал к себе внимание всей американской прессы. Первую лекцию, которая называлась "Ренессанс английского искусства" ("The English Renaissance of Art"), он завершил словами: "Все мы тратим свои дни впустую в поисках смысла жизни. Знайте же, этот смысл — в Искусстве". От этих слов зал взорвался неистовыми овациями. В Чикаго на вопрос о том, как ему понравился Сан-Франциско, он ответил: "Это Италия, но без ее искусства". Турне по Америке было образцом смелости и изящества, ровно как и саморекламы. Оскар Уайльд прожил в Штатах целый год, после чего вернулся в Лондон в отличном расположении духа и сразу же отправился в Париж, навстречу новым знакомствам. И они не заставили долго ждать. В столице Франции писатель познакомился с ярчайшими представителями мировой литературы, такими как Поль Верлен, Эмиль Золя, Виктор Гюго, Стефан Малларме и Анатоль Франс. 

Возвратившись на родину, писатель влюбился в Констанс Ллойд, дочь богатого адвоката, а 29 мая 1884 года они поженились. У супругов родилось двое сыновей, Сирил и Вивиан, для которых Уайльд писал сказки. Чуть позже писатель запечатлел их на бумаге и издал два сборника сказок — "Счастливый принц и другие сказки" ("The Happy Prince and Other Stories"), увидевший свет в 1888 году, и "Гранатовый домик" ("The House of Pomegranates"), вышедший в 1891 году. Но семейное счастье не было долгим. В 1886 году Уайльд познакомился с 17-летним студентом Оксфорда Робертом Россом и был совращен им. Скоро Уайльду пришлось жить двойной жизнью, держа в полной тайне от жены и друзей то, что он все больше втягивается в круг молодых геев.

Однако в Лондоне личность Оскара Уайльда была востребована, его желали видеть в каждом салоне. Вместе с тем на него обрушивался шквал критики, но писатель просто игнорировал какие-либо нападки на свою личность. Порою доходило до смешного — на него рисовали обидные карикатуры и ждали реакции. А Уайльд тем временем был погружен в творчество. На жизнь он в это время зарабатывал журналистикой, работая в журнале "Женский мир". Его высокие литературные заслуги высоко оценил Джордж Бернард Шоу.

В 1887 году вышли в свет произведения "Кентервильское привидение" ("The Canterville Ghost"), "Преступление лорда Артура Сэвила" ("Lord Arthur Savile\'s Crimes") и многие другие, которые и составили сборник рассказов Уайльда. Но писатель не любил оставлять на бумаге все, что приходило ему на ум, поэтому многие творения так и остались ненаписанными. А в 1890 году вышел единственный роман Уайльда, принесший автору сногсшибательный успех – "Портрет Дориана Грея" ("The Picture of Dorian Gray"), но "всеправедная" буржуазная критика обвинила роман в безнравственности. 

Следующие пять лет стали взлетом творчества Уайльда. В 1891 году увидел свет сборник теоретических статей "Замыслы" ("Intensions"), в том же году он написал трактат "Душа человека при социализме" ("The Soul of Man under Socialism"), в котором отвергается брак, семья и частная собственность. В 1892 году была написана и поставлена первая комедия "блистательного Оскара" — "Веер леди Уиндермир" ("Lady Windermere\'s Fan"), успех которой сделал Уайльда самым популярным человеком Лондона. В 1893 году вышла его следующая комедия — "Женщина, не стоящая внимания" ("The Woman of No Importance"). Самым успешным в литературной карьере Оскара Уайльда стал 1895 год, когда были написаны и поставлены две гениальные пьесы — "Идеальный муж" ("An Ideal Husband") и "Как важно быть серьезным" ("The Importance of Being Earnest"). В комедиях во всем блеске проявилось искусство Уайльда как остроумнейшего писателя. Газеты называли его "лучшим из современных драматургов", отмечая его ум, оригинальность и совершенство стиля. 

Но в личной жизни знаменитого писателя и поэта стали происходить довольно странные события. В годы своего творческого взлета Уайльд познакомился с Альфредом Дугласом, который был младше его на 17 лет. Оскар полюбил Дугласа, в результате чего перестал видеться с женой и детьми. Но избалованный Альфред плохо понимал, кто такой Уайльд. Их отношения связывали только деньги и прихоти Дугласа, которые Оскар покорно исполнял. Уайльд в полном смысле слова содержал любовника. Писатель позволил обобрать себя и разлучился с семьей. У Дугласа же были ужасные отношения со своим отцом — маркизом Куинсберри, человеком предельно эксцентричным и узколобым. Отец с сыном постоянно ссорились, писали друг другу оскорбительные письма. Куинсберри свято верил, что значительное влияние на Альфреда оказывал Уайльд, и стал жаждать сокрушения репутации литератора, чтобы тем самым восстановить свою давно пошатнувшуюся репутацию. Отец Дугласа придумал довольно простой план. В далеком 1885 году к британскому уголовному законодательству была принята поправка, запрещающая "непристойные отношения между взрослыми мужчинами", пусть даже по обоюдному согласию. Куинсберри воспользовался этим и подал в суд на Уайльда, собрав свидетелей, готовых уличить писателя в связях с мужчинами. 

Несмотря на все старания, в 1895 году писателя приговорили к двум годам тюремного заключения и исправительных работ. Это и стало отсчетом конца его творческой жизни. Тюрьма полностью изменила и сломала дух Уайльда. Большинство друзей отвернулись от ранее знаменитого писателя. Но те немногие, что остались, помогли ему остаться в живых. Альфред Дуглас, которого Уайльд так пламенно любил и которому писал любовные письма на свободе, ни разу не приехал к нему и ни разу ему не написал. В тюрьме Уайльд узнал, что скончалась его мать, которую он очень сильно любил, а его жена эмигрировала и изменила свою фамилию, а также фамилии сыновей, отныне они не Уайльды, а Холланды. 

Полагаясь на финансовую поддержку оставшихся друзей, Уайльд вышел на свободу в мае 1897 года и переехал во Францию, где сменил имя на Себастьяна Мельмота. Во Франции Оскар написал знаменитую поэму "Баллада Редингской тюрьмы" ("The Ballad of Reading Gaol") и подписался псевдонимом С.3.3. — таков был тюремный номер Уайльда. И это был высший и последний поэтический взлет жреца эстетизма.

Оскар Уайльд скончался во Франции 30 ноября 1900 года от острого менингита, вызванного ушной инфекцией. Незадолго до смерти он сказал о себе так: "Я не переживу XIX столетия. Англичане не вынесут моего дальнейшего присутствия". Он был похоронен в Париже на кладбище Баньо. Спустя примерно десять лет его перезахоронили на кладбище Пер-Лашез, а на могиле был установлен крылатый сфинкс работы Джейкоба Эпстайна. 

Но память об этом удивительном писателе не утихает до сих пор. В конце 2007 года британская газета The Telegraph признала его самым остроумным человеком Великобритании. Он обошел самого Уильяма Шекспира и Уинстона Черчилля. Судьбу Оскара Уайльда можно назвать блистательной катастрофой, после нее ни общественные мнения, ни частные суждения о природе наших чувств уже никогда не будут такими, какими были до него.


//